О Екатеринбурге

Дом Севастьянова

Особняк, построенный в первой четверти XIX века на берегу реки Исеть. По одной из городских легенд, чиновник по особым поручениям Николай Севастьянов построил роскошный дворец на зависть всему городу, а сам жил в маленьком домишке напротив и каждый вечер, сидя на лавочке перед домом, любовался своим творением. Потом он разорился и был вынужден продать здание министерству юстиции. Ротонда здания является уникальным образцом «готического» стиля на Урале. Необычный дом использовался в первой половине XIX века как театр, в нем выступали симфонические оркестры. С 1874 по 1917 год в доме размещался Екатеринбургский окружной суд. В 2008 году было принято решение о реконструкции здания под резиденцию Президента России на саммите ШОС. В ходе работ, завершившихся к весне 2009 года, в здании был сделан капитальный ремонт, отреставрированы фасады и пристроен новый корпус, в котором оборудован зал для парадных приёмов. Были восстановлены исторически аутентичные цвета фасада — белый, зеленый и терракотовый.

 

Екатеринбургский академический театр оперы и балета

Оперный театр в Екатеринбурге - один из старейших в России. Работает с 1912 года. Здесь начинали свой творческий путь впоследствии знаменитые певцы Большого театра И. Козловский, С. Лемешев, И. Архипова. Богатые традиции частных антреприз, гастрольных трупп и городских музыкальных кружков помогли театру быстро обрести уверенность и громкое имя. Во времена СССР его называли «лабораторией советской оперы», и нередко в афише появлялся гриф «Право первой постановки принадлежит театру». Театр дважды удостаивался Государственной премии СССР.

Оркестр театра — профессиональный коллектив, в состав которого входят заслуженные артисты России, лауреаты Всероссийских и Международных конкурсов. У театра сложились культурные связи и творческие контакты с Италией, Германией, США, Англией, Кореей и др. На его сцене часто выступают именитые гастролеры, проходят международные музыкальные фестивали.

Здание театра, построенное в стиле модерн, сегодня является одной из визитных карточек Екатеринбурга. Главное украшение здания – скульптура из трех муз. Стены покрашены серо-голубой краской – по архивным данным, именно таким был первоначальный цвет театра.

 

Плотина Городского пруда на реке Исеть

Плотина Городского пруда построена в 1723 году, впоследствии многократно перестраивалась. Она дала энергию для приведения в действие механизмов Екатеринбургского завода и послужила началом строительства города. Плотина в основе своей построена из стволов лиственницы и гранита. В результате сооружения плотины на реке Исеть образовался пруд, называющийся сейчас Городским прудом Екатеринбурга. В нескольких сохранившихся зданиях бывшего завода располагается музей истории архитектуры и промышленной техники Урала. В новое время плотину укрепили железобетонными перекрытиями. Во время прокладки пешеходного тоннеля под плотиной к 275-летию со дня основания города в 1998 году обнаружено отличное состояние её конструкции, несмотря на интенсивное транспортное движение по ней. Обустроенное побережье реки рядом с плотиной стало традиционным местом городских праздников.

 

Усадьба Харитонова–Расторгуева

Построенные в стиле классицизма здания усадьбы всегда вызывали восхищение екатеринбуржцев и гостей. Помимо основного здания, в состав дворцово-паркового ансамбля входят здание конюшни, хозяйственный двор, заборы, ворота и ограды с кованой решеткой, парк с озером. Строительство усадьбы фактически началось в 1794-1795 годах, полностью было закончено лишь к 1824 году. Столь долгое строительство исследователи обычно объясняют сооружением обширных подвалов и сети подземных ходов. Сад, расположенный за строениями, был разбит позже самой усадьбы. Сейчас деревьям парка – липам и лиственницам – около двух веков. Это одни из самых старых деревьев Екатеринбурга.

Во дворце-особняке не раз останавливались коронованные особы: в 1824 году – император Александр I, совершавший поездку по стране, а в 1837 году – будущий правитель России Александр II. В революционные годы в доме был госпиталь для раненых красногвардейцев, позже здесь размещались различные коммунистические организации. В конце 1930-х годов помещения усадьбы Расторгуева-Харитонова отдали Дворцу детского и юношеского творчества.


 

Храм на Крови

Храм строился с 2000 по 2003 года на месте стоявшего здесь ранее дома инженера Ипатьева. Именно в этом конфискованном большевиками доме 78 дней содержалась, а в ночь на 17 июля 1918 года была расстреляна в подвале этого дома семья последнего императора России Николая II. 22 сентября 1977 года дом Ипатьева был снесен. В 1990 году здесь был установлен первый деревянный поклонный крест. Вскоре построили небольшую деревянную часовню. В 2000 году начались активные работы по строительству храма. Храм освятили при большом стечении паломников накануне очередной годовщины трагических событий – 16 июля 2003 года.

Храм-на-Крови построен в русско-византийском стиле, имеет пять куполов, его высота – 60 метров. На колокольне храма 14 колоколов, самый большой из них весит 5 тонн. Храм состоит из верхнего и нижнего помещений. В нижнем храме постарались воссоздать помещение, в котором были расстреляны Романовы. Здесь есть небольшой музей, рассказывающий о последних днях жизни царской семьи. Если нижний храм невысокий и темный, то верхний, главный, напротив, светлый и жизнерадостный. Здесь расположен уникальный иконостас из редкой породы белого мрамора. Его длина 30 метров и высота 13 метров. По наружному периметру храма расположены 48 икон самых почитаемых русских святых, выполненные из бронзы. Рядом с храмом – памятник Царской семье. Ежегодно в ночь с 16 на 17 июля в годовщину расстрела Романовых в Храме-на-Крови проводятся богослужения в память о погибших.

Памятник основателям города Екатеринбург Василию Татищеву и Вильгельму де Генину

Памятник основателям Екатеринбурга в Историческом сквере, возле старой водонапорной башни, установлен в 1998 году и приурочен к 275-летию Екатеринбурга. Авторство принадлежит московскому скульптору П.П. Чусовитину. Бронзовый памятник, отлитый в литейном цехе завода «Уралмаш», был собран из 19 частей. Василий Никитич Татищев — известный российский историк, географ, экономист и государственный деятель. Автор первого капитального труда по русской истории, основатель Ставрополя, Екатеринбурга и Перми. Георг Вильгельм де Геннин российский военный и инженер немецкого происхождения, генерал-лейтенант, друг и соратник Петра I, специалист в области горного дела и металлургического производства.

Екатеринбургский государственный цирк имени В. И. Филатова

Здание цирка расположено в живописном месте города Екатеринбурга – на берегу реки Исеть. Открыт цирк 1 февраля 1980 года. Здание Екатеринбургского цирка отличается прекрасной акустикой и необычной конструкцией купола – очень высокий, состоит из решётчатых ребристых полуарок. По своей конструкции здания считается одним из лучших в Европе и приспособлен для самых сложных постановок. В цирке 2 560  мест, два манежа (основной и репетиционный). Более 20 млн. зрителей посетили цирк за время его существования. Ежегодная афиша цирка включает постановки, рассчитанные на разную зрительскую аудиторию, но предпочтение отдается детям: именно они являются основными зрителями. В 2008 году екатеринбургский цирк стал организатором Первого Всемирного фестиваля клоунов.

Памятник  Битлз

Памятник легендарной группе «The Beatles» в Екатеринбурге – первый и пока единственный в России. Памятник представляет собой силуэты участников группы «Битлз» на фоне кирпичной стены. Их размер чуть больше человеческого роста. Рядом с памятником на стене выведены слова из одной популярной песни ливерпульской четверки: «The love you take is equal to the love you make». Памятник полностью построен на деньги энтузиастов и поклонников творчества музыкантов. Контуры легендарных музыкантов в 2007 году отлили из чугуна на заводе в небольшом городе Михайловске на юге Свердловской области, директор которого оказался битломаном. Что любопытно, контур Джона Леннона отливали как раз в день его рождения. Торжественное открытие состоялось 23 мая 2009 года. Оно стало настоящим событием в культурной жизни Екатеринбурга. Открыть памятник доверили участникам известной группы «The Quarryman», которая была основана Джоном Ленноном.


 

Свято-Троицкий кафедральный собор

Главный храм Екатеринбурга заложен в 1818 г. как трехпрестольная церковь в стиле класcицизма. Северный придел возведен во имя Иоанна Златоуста, южный – во имя Николая Чудотворца, центральный храм – в честь Святой Живоначальной Троицы.

Свято-Троицкий Кафедральный Собор был спроектирован в 1814 году по инициативе и на средства екатеринбургского купца Якима Рязанова, который в течение многих лет был главой екатеринбургских старообрядцев. Раньше здание было почти на треть короче существующего и не имело колокольни. После революции Свято-Троицкую единоверческую церковь постигла та же участь, что и тысячи храмов в России: церковь оставили в полуразрушенном состоянии. Позже здание отремонтировали и сделали из него Дом культуры. В 1996 году храм был передан Российской православной церкви. В результате полномасштабной реставрационной работы в 1998-1999 годах были заново возведены купольные барабаны, а в 2000 году — колокольня. Торжественное освящение восстановленного храма было совершено в 2000 году.

 

Граница Европы и Азии

Современная граница Европы и Азии была предложена В.Н.Татищевым, основателем многих городов на Урале. Татищев первым высказал мнение об Уральском хребте и реке Урал как о природной и геофизической границе двух частей света. Опираясь на данные современных научных исследований, можно сказать, что Уральские горы имеют все основания считаться границей двух частей света. Это доказывает и различие типов флоры и фауны, расположенных на западном и восточном склонах, и разница в характерах бассейна и направлениях течения рек. Граница Европы и Азии, таким образом, проводится по восточному склону гор Уральского хребта.

Всего на Урале установлено более 20 обелисков Европа-Азия. Один из них расположен на 17-ом километре Московского тракта. Здесь в августе 2004 г. был установлен современный символ Европы и Азии – обелиск, в основании которого заложены два камня, символизирующих соединение двух частей света: один привезён с самой крайней точки Европы – мыса Рока, другой – с самого края азиатской части континента – мыса Дежнёва. В настоящий момент стела Европа-Азия на Новомосковском тракте является популярным местом посещения гостями города и свадебными кортежами.

 

Здание Администрации города

Здание администрации Екатеринбурга считается одной из главных достопримечательностей города. Раньше на его месте стоял самый обычный, невзрачный одноэтажный гостиный двор. В 1902 году он был уничтожен в огне пожара, но вскоре городские власти его восстановили.

В 1954 году здание украсила башня со шпилем и часами-курантами. Шпиль башни изготовлен из золоченой меди, увенчан рубиновой звездой. Диаметр циферблата часов составляет 3,5 метра, длина часовой стрелки – 1,6 метра, а минутной – 1,9 метра.

Здание богато декорировано. У входа выделяются пары колонн, между ними арочное углубление высотой в два этажа. Здесь можно увидеть изображения шахтера и воина. На крыше по периметру здания стоят скульптуры людей разных профессий. На фасаде размещены барельефы с лицами героев революции и уральских писателей. На площади перед зданием Администрации каждую зиму за несколько дней до Нового года открывают ледовый городок с елкой, горками и многочисленными ледовыми скульптурами. Нередко здесь проходят праздники и концерты. В остальное время на площади действует самая крупная в центре города бесплатная автостоянка.

  

Конструктивизм

В 20-е годы прошлого века Екатеринбург стал центром бурно развивающегося промышленного региона Советской республики. Город переживал строительный бум. По стечению обстоятельств именно в этот период на первый план в архитектуре вышел смелый авангардный стиль, названный конструктивизмом. Его расцвет длился недолго, всего каких-то пару десятков лет, но в мировой истории архитектуры он стал одной из ярких страниц. Сегодня в Екатеринбурге расположены порядка 140 конструктивистских построек, занимающих иногда целые кварталы. Нигде в мире нет такой концентрации памятников архитектуры этого стиля. Геометризм, плоские крыши, сплошное остекление, полное отсутствие декора – вот отличительные черты этой архитектуры. Никаких украшений на фасадах – главной деталью в конструктивизме стали окно, балкон и эркер. Конструктивизм существовал в противовес архитектуре царской России, помпезной и классически-традиционной. Необычными в новых зданиях были не только формы, но и сами типы этих строений: дома-коммуны, общежития, фабрики-кухни – всё это отражало утопические идеи о новой, революционной жизни, где нет места ничему индивидуальному, а всё совместное, в том числе и быт. Самые узнаваемые конструктивистские постройки расположены в центре современного Екатеринбурга.

 

Гостиница «Исеть», которая строилась как общежитие для малосемейных сотрудников НКВД, и комплекс зданий Городок чекистов, занимающий примыкающий к ней квартал. Городок чекистов был построен в 1929–1936 годы группой архитекторов под руководством Ивана Антонова. В основе архитектурного решения квартала была идея нового быта людей, объединенных в коммуну. Для решения проблем быта и отдыха жителей в городке специально были построены клуб, столовая, прачечная, поликлиника, детский сад, а личных кухонь в квартирах не было вообще. В советское время вход и выход на территорию городка был возможен лишь по пропускам.

Еще одна городская легенда – здание-трактор. Так екатеринбуржцы прозвали Дом связи, ныне Главпочтамт, на проспекте Ленина. Здание построено в 1934 году по проекту московского архитектора Константина Соломонова. На стрелке Городского пруда расположено здание, напоминающее своими формами плывущий корабль с капитанским мостиком на крыше. Это Дом физкультуры «Динамо», построенный в 1931–34 годах по проекту Вениамина Соколова – одного из самых известных представителей архитектурного авангарда на Урале.

Каслинский чугунный павильон

Каслинский чугунный павильон зарегистрирован в каталоге ЮНЕСКО как раритет – феномен промышленного искусства и единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, находящееся в музейной коллекции. Павильон был создан к началу Всемирной выставки в Париже 1900 г. и представлен на ней в качестве выставочной витрины заводов Кыштымского горного округа, в состав которых на рубеже веков входил Каслинский чугуннолитейный завод. Самые лучшие заводские мастера изготовили свыше 1500 чугунных деталей, из которых состоит павильон.  Детали, отлитые мастерами, при сборке павильона, соединялись между собой в довольно крупные блоки, крепившиеся штифтами к деревянным рамам, составлявшим каркас сооружения. Павильон был создан за очень короткий срок. В Париже искусство каслинских мастеров заслужило самую высокую оценку и Гран-при Всемирной выставки по разделу «металлические изделия». После ее окончания павильон был разобран и отправлен обратно на Урал, сейчас он выставлен в Музее изобразительных искусств Екатеринбурга.


Памятник клавиатуре

Один из самых оригинальных памятников Екатеринбурга. Он расположился на набережной реки Исеть. Первый в мире памятник клавиатуре был создан в 2005 году по замыслу художника Анатолия Вяткина. Необычный памятник воспроизводит компьютерную клавиатуру в масштабе 30:1. Поскольку подобного памятника нет больше нигде, то это самая большая клавиатура в мире.

Памятник представляет из себя 86 вкопанных в землю бетонных клавиш, каждая весит от 80 до 500 килограмм. Размер клавиатуры 4х16 метров. На клавишах нанесены привычные для каждого пользователя обозначения.

Вскоре после открытия вокруг памятника возникли свои приметы и поверья. Считается, что если, прыгая с буквы на букву, набрать на клавиатуре свое желание, а затем двумя ногами нажать на клавишу «Enter», то желание обязательно сбудется. Если же вы хотите начать новую жизнь, то стоит «перезагрузиться», набрав «Ctrl», «Alt» и «Delete». Культурологи рассматривают этот памятник как символическое соединение европейских и азиатских ценностей. Фактически это своего рода восточный сад камней.